Храм, лес и резные игрушки. Парк Лога. Ч.4

Храм, лес и резные игрушки. Парк Лога. Ч.4
Что общего, казалось бы… Однако не всё так просто.

Храм Преподобного Сергия Радонежского

Мимо Храма в парке Лога не пройти. Его видно издалека — он на самой верхушке холма.

Храм Преподобного Сергия Радонежского. Парк Лога.
Храм Преподобного Сергия Радонежского.

Храм назван в честь Преподобного Сергия Радонежского, и строительство было начато в год празднования семисотлетия со дня его рождения, летом 2014 года.
А осенью 2018 года храм уже был открыт.
Я вот думаю, возможно, это совпадение, а возможно, и нет. То, что именно этот святой выбран в покровители.

 Храм Преподобного Сергия Радонежского. Парк Лога.
Скульптура Преподобного Сергия Радонежского.

Ведь по одной из легенд именно Сергий Радонежский вырезал игрушки из мягкой липы и раздавал окрестным детям.

 Храм Преподобного Сергия Радонежского. Парк Лога.
Волшебство парка Лога
Храм. Парк Лога.

История деревянных игрушек

Село Богородское — там, где была придумана знаменитая богородская игрушка — принадлежало Троице-Сергиевой лавре. Которая возникла на север-востоке от Москвы, в глухих лесах.
К концу восемнадцатого века сложилось так, что богородские крестьяне вырезали игрушки «в белье» по моделям Сергиевских игрушечников — то есть делали неокрашенные заготовки из липы. А в посаде игрушки уже расписывали красками и продавали. Так сложился единый, узнаваемый, стиль богородской игрушки.
Сюжет медведя с мужиком — «Кузнецы» — особенно известен. Курочек, клюющих зернышки на круглой подставке, стоит раскачать подвес на веревочках, тоже многие знают. Ведь основное отличие богородских игрушек от всех прочих, не только деревянных — это подвижные детали, которые приводятся в действие с помощью пружин или подвесов.
В Логе тоже сложился свой стиль.

Скамейки с медведями и таксой. Печь. Лога, 2019 год.
Скамейки с медведями и таксой. Печь. Лога, 2019 год.
Резное меню, Лога. 2019 г
Резное меню, Лога. 2019 г

С середины девятнадцатого века промысел окончательно переехал в Богородское — целые семьи занимались им с осени до весны, когда окончены были все полевые работы.

Подъем к Храму. Парк Лога.
Подъем к Храму. Парк Лога.
Резное крыльцо у храма. Апрель 2024.
Резное крыльцо у храма. Апрель 2024.

Храм Преподобного Сергия Радонежского сделан из древесины.

 Храм Преподобного Сергия Радонежского. Парк Лога.
Волшебство парка Лога
Церковь Преподобного Сергия Радонежского.

К началу двадцатого века игрушки богородских резчиков стали проигрывать дешёвым игрушкам машинного производства, сделанными за границей.
Однако в это время был всплеск моды на всё русское.

Скульптуры на стволах деревьев. Лога. 2019.
Скульптуры на стволах деревьев. Лога. 2019.

Возрождение

И богородским кустарям помогло Московское губернское земство (1890-1900 гг.) — тогда возникло целое движение по возрождению в народном искусстве национальной основы (к слову, такие процессы шли во многих странах тогда).

 Вид на Храм от парка. Апрель 2024.
Вид на Храм от парка. Апрель 2024.

Меценат Савва Тимофеивич Морозов, художник и музейщик Николай Дмитриевич Бартрам сыграли одну из ведущих ролей в возрождении богородской игрушке (и не только в этом, конечно, про это еще поговорим).
В 1913 году была организована артель в Богородском, открыта учебно-показательная мастерская и земская школа.
Вот поэтому, учитывая исходные данные (частный проект по восстановлению и преобразованию степной балки, заваленной мусором, собственные мастерские, свободный вход) и оформление парка Лога (много деревянных скульптур, сама идея сказки), по-моему, есть что-то есть общее в этих двух историях.
То, что в парке резные маски в стволах деревьев похожи на идолов — так двоеверие — это исторически сложившаяся сущность народа.
Кстати, есть очень интересная книга, написанная Сергеем Васильевичем Максимовым (российский этнограф, фольклорист и писатель), называется «Нечистая неведомая и крестная сила». Издана книга была еще в 1903 году, не раз переиздавалась и сейчас её тоже можно купить в бумажном варианте, да и просто прочитать в интернете можно.

Резные игрушки Бартрама.
Резные игрушки Бартрама.

На Руси язычество и христианство как два оппозиционных типа мировосприятия и мировоззрения постепенно наслаивались друг на друга. Как отмечают исследователи, происходит сохранение языческой традиции в ее сочетании с христианским вероучением, что приводит к возникновению своеобразной дуализированной системы — двоеверия. «Христианство окончательно утвердилось на Руси, и все русские люди формально стали идентифицировать себя с христианами, язычество как вероисповедание отошло в прошлое, сохранив лишь смесь христианства и язычества — двоеверие».

Двоеверие — уникальное культурно-психологическое и историческое явление. Без осмысления сущности двоеверие нельзя понять значение национальной истории и культуры. Другими словами, под двоеверием понимают синкретическую народную религиозность, возникшую после христианизации Руси.
Древнерусское христианство и концепция «двоеверие»

 Резные скульптуры в стволе, Лога, 2019 год.
Резные скульптуры в стволе, Лога, 2019 год.

Лес

Даже и то, что церковь построена из бревен, а не каменная, что более созвучно местным традициям (степь же).

Храм и площадка. Апрель 2024.
Храм и площадка. Апрель 2024.

Вначале Троице-Сергиева Лавра была построена из брёвен, использовали сосну в основном, частично постройки были сделаны из лиственницы и осины.

Храм. Апрель 2024.
Храм в парке Лога. Апрель 2024.

И церковь и часовня окружены хвойным лесом — пусть это туи, но всё же. У меня создаётся ощущение леса, да, притом, что и в Сергиевом Посаде и тамошних окрестных лесах пришлось побывать.
Храм маленький, часовня игрушечная, хвойный лес в миниатюре — сказка, да и только.

Часовня. Парк Лога.
Часовня. Парк Лога.

А что эта сказка — посреди степи, напомнят боярышники и вишни.

Боярышник у храма. Апрель 2024.
Боярышник у храма. Апрель 2024.
 Вишни в цвету. У храма. Апрель 2024.
Вишни в цвету. У храма. Апрель 2024.

Степь да степь кругом…

С площади вокруг храма, как и с любой степной возвышенности, видно далеко-далеко.

Храм Преподобного Сергия Радонежского. Парк Лога.
Храм Преподобного Сергия Радонежского. Парк Лога.

Особенно красивы в степи рассветы и закаты.

Рассвет в Логе. 2025.
Рассвет в Логе. 2025.
Солнце взошло.
Солнце взошло. Январь 2025.
Солнце взошло, вид от Храма в Логе, январь 2025.
Солнце взошло, вид от Храма в Логе, январь 2025.
На площадке перед храмом на рассвете. Дек 2024.
На площадке перед храмом на рассвете. Дек 2024.

Вот такая сказка в Логовой балке.
Напомню, всё это — частная инициатива. А вход — свободный, с 8 утра до 12 ночи.

Дикая природа

Что здесь степь, по весне напоминает и такой усач, чья вотчина — корни трав, а не стволы деревьев.
Найдет был перебегающим по ступенькам к храму.

Жук-усач корнеед. Апрель 2024
Жук усач-корнеед. Апрель 2024

Дикая природа — она проберется в любую рукотворную, без неё никак. Про это будет отдельный рассказ.
Парка Лога — кузнечное подворье, герои сказок и аттракционы. Ч.3

Парк Лога — хорошее отношение к людям и к деревьям. Ч.2

Волшебство парка Лога, что рядом с Каменск-Шахтинским. Ч.1

Совсем рядом с Каменск-Шахтинским находится другой город — Белая Калитва

Легенды и реальность. Город Белая Калитва, бывшая станица Усть-Белокалитвенская

Не Заповедная Территория — а тут можно посмотреть видео из жизни дикой природы.

Поделиться: