Храм, лес и резные игрушки. Парк Лога. Ч.4
Храм, лес и резные игрушки. Парк Лога. Ч.4
Что общего, казалось бы… Однако не всё так просто.
Храм Преподобного Сергия Радонежского
Мимо Храма в парке Лога не пройти. Его видно издалека — он на самой верхушке холма.

Храм назван в честь Преподобного Сергия Радонежского, и строительство было начато в год празднования семисотлетия со дня его рождения, летом 2014 года.
А осенью 2018 года храм уже был открыт.
Я вот думаю, возможно, это совпадение, а возможно, и нет. То, что именно этот святой выбран в покровители.

Ведь по одной из легенд именно Сергий Радонежский вырезал игрушки из мягкой липы и раздавал окрестным детям.

История деревянных игрушек
Село Богородское — там, где была придумана знаменитая богородская игрушка — принадлежало Троице-Сергиевой лавре. Которая возникла на север-востоке от Москвы, в глухих лесах.
К концу восемнадцатого века сложилось так, что богородские крестьяне вырезали игрушки «в белье» по моделям Сергиевских игрушечников — то есть делали неокрашенные заготовки из липы. А в посаде игрушки уже расписывали красками и продавали. Так сложился единый, узнаваемый, стиль богородской игрушки.
Сюжет медведя с мужиком — «Кузнецы» — особенно известен. Курочек, клюющих зернышки на круглой подставке, стоит раскачать подвес на веревочках, тоже многие знают. Ведь основное отличие богородских игрушек от всех прочих, не только деревянных — это подвижные детали, которые приводятся в действие с помощью пружин или подвесов.
В Логе тоже сложился свой стиль.


С середины девятнадцатого века промысел окончательно переехал в Богородское — целые семьи занимались им с осени до весны, когда окончены были все полевые работы.


Храм Преподобного Сергия Радонежского сделан из древесины.

К началу двадцатого века игрушки богородских резчиков стали проигрывать дешёвым игрушкам машинного производства, сделанными за границей.
Однако в это время был всплеск моды на всё русское.

Возрождение
И богородским кустарям помогло Московское губернское земство (1890-1900 гг.) — тогда возникло целое движение по возрождению в народном искусстве национальной основы (к слову, такие процессы шли во многих странах тогда).

Меценат Савва Тимофеивич Морозов, художник и музейщик Николай Дмитриевич Бартрам сыграли одну из ведущих ролей в возрождении богородской игрушке (и не только в этом, конечно, про это еще поговорим).
В 1913 году была организована артель в Богородском, открыта учебно-показательная мастерская и земская школа.
Вот поэтому, учитывая исходные данные (частный проект по восстановлению и преобразованию степной балки, заваленной мусором, собственные мастерские, свободный вход) и оформление парка Лога (много деревянных скульптур, сама идея сказки), по-моему, есть что-то есть общее в этих двух историях.
То, что в парке резные маски в стволах деревьев похожи на идолов — так двоеверие — это исторически сложившаяся сущность народа.
Кстати, есть очень интересная книга, написанная Сергеем Васильевичем Максимовым (российский этнограф, фольклорист и писатель), называется «Нечистая неведомая и крестная сила». Издана книга была еще в 1903 году, не раз переиздавалась и сейчас её тоже можно купить в бумажном варианте, да и просто прочитать в интернете можно.

На Руси язычество и христианство как два оппозиционных типа мировосприятия и мировоззрения постепенно наслаивались друг на друга. Как отмечают исследователи, происходит сохранение языческой традиции в ее сочетании с христианским вероучением, что приводит к возникновению своеобразной дуализированной системы — двоеверия. «Христианство окончательно утвердилось на Руси, и все русские люди формально стали идентифицировать себя с христианами, язычество как вероисповедание отошло в прошлое, сохранив лишь смесь христианства и язычества — двоеверие».
Двоеверие — уникальное культурно-психологическое и историческое явление. Без осмысления сущности двоеверие нельзя понять значение национальной истории и культуры. Другими словами, под двоеверием понимают синкретическую народную религиозность, возникшую после христианизации Руси.
Древнерусское христианство и концепция «двоеверие»

Лес
Даже и то, что церковь построена из бревен, а не каменная, что более созвучно местным традициям (степь же).

Вначале Троице-Сергиева Лавра была построена из брёвен, использовали сосну в основном, частично постройки были сделаны из лиственницы и осины.

И церковь и часовня окружены хвойным лесом — пусть это туи, но всё же. У меня создаётся ощущение леса, да, притом, что и в Сергиевом Посаде и тамошних окрестных лесах пришлось побывать.
Храм маленький, часовня игрушечная, хвойный лес в миниатюре — сказка, да и только.

А что эта сказка — посреди степи, напомнят боярышники и вишни.


Степь да степь кругом…
С площади вокруг храма, как и с любой степной возвышенности, видно далеко-далеко.

Особенно красивы в степи рассветы и закаты.




Вот такая сказка в Логовой балке.
Напомню, всё это — частная инициатива. А вход — свободный, с 8 утра до 12 ночи.
Дикая природа
Что здесь степь, по весне напоминает и такой усач, чья вотчина — корни трав, а не стволы деревьев.
Найдет был перебегающим по ступенькам к храму.

Дикая природа — она проберется в любую рукотворную, без неё никак. Про это будет отдельный рассказ.
Парка Лога — кузнечное подворье, герои сказок и аттракционы. Ч.3
Парк Лога — хорошее отношение к людям и к деревьям. Ч.2
Волшебство парка Лога, что рядом с Каменск-Шахтинским. Ч.1
Совсем рядом с Каменск-Шахтинским находится другой город — Белая Калитва
Легенды и реальность. Город Белая Калитва, бывшая станица Усть-Белокалитвенская
Не Заповедная Территория — а тут можно посмотреть видео из жизни дикой природы.